Спросить юриста быстрее. Это бесплатно
Время чтения: 4 минут

Любой работающий человек рассчитывает на получение не только фиксированного оклада, но и компенсационных выплат, к примеру, «северного коэффициента» и премий. Сотрудникам необходимо понимать, за что им выдается поощрение, как оно вычисляется и какими документами регламентируется. Работодатели же должны быть в курсе, какую формулировку подобрать для премии, ведь каждый специалист награждается по индивидуальным причинам.

Понятие премии

Суть указанной выплаты в ее начислении сверх официального годового или месячного заработка. Иными словами, премирование тесно связано с результатами и методами работы, ее скоростью, качеством и количеством произведенных товаров либо выполненных услуг.

Другая задача премии — стимуляция работника на более активную и качественную профессиональную деятельность.

Кто формирует премиальную систему компании?

Этим занимаются:

  • сотрудники отдела кадров;
  • структура кадрового развития организации;

Основания для премирования определяют бухгалтера, знающие точное количество и схему распределения денег из премиального фонда. Каждая назначенная выплата утверждается директором предприятия.

Документация о начислении премий

Каждая компания располагает своими бумагами, структура и принципы которых связаны с особенностями работы сотрудников, важностью полученных результатов, объемом премиального фонда.

Содержание документа зависит также от характера предприятия. Если оно финансируется из госбюджета, скорее всего, руководство имеет ограниченные права и не может премировать подчиненных по собственному усмотрению. В частных компаниях основную роль играют экономическая ситуация и стремление начальства поощрить специалистов.

Перечислим документы, регулирующие рассматриваемый вопрос:

  • коллективное соглашение и включенное в него положение о премировании;
  • внутренний распорядок труда;
  • другие документы, составленные представителями компании.

Правила начисления премии

  1. Прозрачность. У каждого трудящегося должна быть возможность провести расчеты и установить, почему ему платится та или иная сумма. Но на практике обычно сотрудники не имеют доступа к документации, поэтому им незнаком принцип начисления. Отсюда и удивление тому, что зарплата слишком мала или велика. По закону, стимулирующие выплаты должны быть максимально прозрачны и ясны.
  2. Объективность. Поощряемый — это любой работник, а не обязательно знакомый или родственник руководителя. Нельзя лишить человека премии из-за личной неприязни и даже дисциплинарного наказания. Распределение финансов из премиального фонда, согласно личным убеждениям, противоречит закону. Но официальные причины лишения или уменьшения размера премии все-таки существуют. Как правило, они связаны с конкретными итогами работы, не достигнутыми специалистом по его вине. Поэтому желательно, чтобы служащий мог в любое время прочесть положение о премировании, где четко говорится, за что именно его могут лишить дополнительных выплат.
  3. Четкость формулировок в документах. Не стоит обещать людям лишние средства, чтобы потом не пришлось объяснять причины их невыплаты. Например, в учреждении принято награждать работников в конце каждого месяца и года, о чем и говорится в положении о премировании. Однако людям, находившимся на больничном или в отпуске по уходу за детьми, дополнительная выплата не положена. Об этом их необходимо предупреждать заблаговременно, чтобы не вызвать коллективного недовольства.

Виды премий

Производственные. Выдаются за выполнение рабочих задач и обязательств в течение определенного периода — года, квартала, месяца.

Поощрительные. Не касаются выполнений профессиональных обязанностей. Это подарок и своеобразный знак внимания от руководства. Он может быть преподнесен не обязательно в виде денег, а в форме подарка, к примеру, предмета техники.

Кроме того, премии бывают индивидуальными и коллективными. Первые выдаются конкретным специалистам за определенные заслуги, вторые — распределяются между всеми коллегами по предприятию, согласно отработанному времени, уровню зарплаты и разных коэффициентов.

Поводы для начисления стимулирующих выплат

Закон не ограничивает работодателей в выборе оснований, по которым можно поощрять подчиненных материально.

Но есть ситуации, когда начальство затрудняется с тем, какая формулировка для премирования должна быть выбрана.

При любых обстоятельствах в каждой компании формируется своя поощрительная система. А причины начисления дополнительных выплат таковы:

  1. Отличные рабочие показатели. Прежде всего, это выполнение обязательств, указанных в инструкциях, и высокие показатели. К примеру, продавец получает от директора премию за то, что приносит магазину солидную прибыль.
  2. Федеральные и корпоративные праздники. К примеру, строители получают дополнительные средства к Новому Году и Дню Строителя.
  3. Рождение ребенка у работника — повод к выплате разовой премии.
  4. Полная отработка периода без больничных, выходных за свой счет, отгулов.

Лишение премии

Как уже говорилось, причины отказа в стимулирующих выплатах, отражаются в нормативной документации, например, в положении о премиях. Назовем основные:

  1. Специалист не выходил на работу по обстоятельствам, не зависящим от руководства. К ним относится больничный, учеба в институте, семейные проблемы.
  2. Работнику был сделан выговор, замечание или иное взыскание дисциплинарного характера.
  3. Должностные обязанности выполнялись не в полной мере. К примеру, на производстве не был выполнен план, или клиенты парикмахерского салона жаловались на мастера.
  4. Служащий собирается покинуть рабочее место до начисления стимулирующих выплат.

Любое действие руководства, касающееся премии, работник может обжаловать в суде.

Формулировка причины премирования

Чтобы грамотно поощрить подчиненных, начальству необходимо использовать несколько актуальных обоснований:

  1. За качественную работу. Иными словами, если обязанности выполняются старательно, а не спустя рукава. К примеру, один экскурсовод показывает туристам город поверхностно и скучно, а другой интересно повествует о достопримечательностях.
  2. За отличные результаты интенсивного труда. Сотрудник за одинаковое время выполняет больше задач, чем его сослуживцы. К примеру, он пользуется новыми методиками, повышающими эффективность.
  3. За долговременный непрерывный труд. Обычно такие формулировки пишут опытным работникам, длительный срок трудящихся на благо компании без отпусков за свой счет.
  4. За напряженную работу. Это может быть разовое поощрение в честь юбилея специалиста, добросовестно относящегося к своим обязательствам.
  5. За выполнение трудовых задач вовремя. Например, организация работает над важным и срочным проектом, и конкретный служащий внес свой вклад, чтобы он был сдан без опозданий.
  6. За качество исполнения особого поручения. К примеру, сотрудник совершил удачную командировочную поездку, где провел успешные переговоры, способные решить рабочую проблему.
  7. За рациональное предложение, выгодный план, сформулированный благодаря аналитическим талантам служащего.

Грамотный руководитель никогда не забывает о премиях — своеобразном вкладе в будущее предприятия. Ведь именно такие поощрения за работу дают понять всем представителям компании, что они имеют для нее особую ценность.

 

Ещё нет оценки

Ваша оценка данной статье