Спросить юриста быстрее. Это бесплатно

Время чтения: 6 минут

Жалоба работника на работника требуется, когда один служащий нарушает права другого, и стороны не могут договориться без вмешательства третьих лиц. Она составляется произвольно, однако должна включать в себя определенные сведения, о которых мы далее расскажем.

Правила составления

В правом углу сверху помещается «шапка», содержащая наименование учреждения-адресата, ФИО и должность его начальника, поскольку заявитель обращается непосредственно к нему, данные автора.

Если обращение коллективное, указывается информация об одном представителе всего коллектива.

Наименование документа – «Жалоба» располагается в центре. Основной текст включает развернутое название компании-работодателя, его форму собственности, причину обращения. Там же перечисляются нарушения работника и дни, когда они происходили.

Также в жалобе описываются факты, касающиеся произошедшего; называются четкие требования – остановить или предотвратить развитие конфликта; составляется список документальных приложений, подтверждающих неправомерные действия гражданина. Документ завершается подписями заявителей и датой написания.

Причины подачи жалобы

Как правило, работники сообщают о правонарушениях своих сослуживцев в следующих случаях:

  • неуважение коллег;
  • грубость, хамство, оскорбление других сотрудников, их родственников и знакомых;
  • нецензурные выражения;
  • угрозы;
  • физическое насилие;
  • сексуальные домогательства;
  • принуждение к выполнению чужих обязательств;
  • невыполнение правил трудовой охраны;
  • саботаж производственного процесса;
  • неисполнение приказов вышестоящих инстанций;
  • самоуправство;
  • незаконное удержание и сокращение зарплаты;
  • неправомерное лишение премий.

Способы подачи

Пожаловаться начальнику на своего сослуживца можно при личном визите. Тогда заявление регистрируют и вносят в учетную книгу. Также его можно отправить Почтой России в виде заказного письма с извещением о доставке. Уведомление подтверждает, что обращение действительно дошло до дирекции предприятия.

Параллельно с руководством можно пожаловаться еще и в надзорные органы.

Выбирая вариант доставки, руководствуйтесь сроками принятия решения. Ведь документ, принесенный лично, оказывается в руках у адресата сразу, в отличие от письма, которое идет не 1 день.

Составление коллективной жалобы

Если написанием обращения занимается группа сотрудников, нужно сначала посовещаться и узнать, что думает каждый. На основе нескольких мнений формируется текст заявления, а для его оформления и подачи выбирается представитель.

Последний зачитывает коллективу предварительный текст и вносит исправления, если кто-то из участников собрания сочтет это нужным. Коллективные письменные просьбы составляются от первого лица и во множественном числе. Основные мысли и претензии не должны излагаться размыто.

Основные требования к тексту – это «четкость» и лаконичность, поскольку у читающего письмо может пропасть желание вникать в вопрос, и оно долго будет лежать без рассмотрения. Претензии должны выдвигаться со ссылками на нормативные акты.

Подписи всех заявителей помещаются на отдельной странице вместе с адресом и номером контактного телефона представителя группы работников.

Написание жалобы на руководителя

Основное правило составления любого документа – использование делового стиля. Единого образца жалобы на коллегу нет, главное, чтобы обстоятельства описывались конкретно и в полной мере.

В коллективном заявлении так и пишется: «от сотрудников такой-то организации». В остальном правила оформления такие же, как для индивидуального обращения. Там перечисляются просьбы, касающиеся принятия мер к нарушителю: проведение проверки, отстранение начальника, погашение зарплатного долга.

Один экземпляр письменной претензии направляется адресату, другой, с отметкой о приеме, находится у автора.

Секретарь или иное лицо, уполномоченное принимать обращения граждан, ставит на документе не только дату и подпись, но и свою должность, ФИО. Помимо дирекции предприятия жалоба может быть направлена в ГИТ (трудовую инспекцию), суд, прокуратуру, ФНС.

Внимание!

Без документальных доказательств претензии работников, скорее всего, не будут удовлетворены.

Куда подавать

Жалоба на сотрудника направляется в дирекцию предприятия. Обычно такие заявления не поступают ни в какие иные инстанции, поскольку начальство не стремится посвящать надзорные органы в свои внутренние проблемы. Но если руководитель не обращает внимание на письменные сообщения от подчиненных, последние сами вправе прибегнуть к помощи госорганов.

Если пострадавшие обращаются в ГИТ, инспекторы инициируют проверку, собирают доказательства. При необходимости они сами выходят с иском в суд, как представители коллектива. А вот собирать материалы для подачи заявления в прокуратуру служащие обязаны самостоятельно.

Доказательная база

Мы неоднократно упоминали, что без доказательств дело не сдвинется с места. Что же к ним относится? Нарушения прав одного работника другим подтверждается видео, отснятым внутренними камерами компании, аудио, показаниями свидетелей.

Все названное используется при судебном разбирательстве или прокурорской проверке. Но практика показывает, что обычно жалобы на коллег так и остаются в пределах предприятия.

Время рассмотрения

Решение по жалобе, поступившей в муниципальную или государственную инстанцию, выносится в течение месяца. Данный период отсчитывается с момента принятия документа.

Если претензия рассматривается руководством компании-работодателя, максимальное время рассмотрения прописывается в самом обращении работников. Как правило, оно составляет 10 дней.

Ответ на жалобу должен содержать предлагаемый вариант решения проблемы. Отказ допускается только по уважительным причинам, и он должен быть четко аргументирован.

Что рассматривает суд

Данная инстанция разбирает только дела, попадающие под статьи УК РФ или КоАП РФ.

Подать иск на коллегу можно при следующих обстоятельствах:

  • сексуальные домогательства (ст. 133 УК РФ);
  • оскорбление достоинства человека (ст. 5.61 КоАП РФ);
  • намеренные действия сотрудника, после которых его коллега был уволен или получил взыскание.

В последнем случае статья зависит от совершенного правонарушения.

В жалобе не нужно говорить о своих эмоциях и чувствах.

Советы специалистов

Попытки справиться с хамством в одиночку редко оказываются успешными. Лучше составить претензию от всего коллектива, и тогда шансы на устранение проблемы станут гораздо выше.

Сообщайте о нарушениях письменно, устные заявления не обладают юридической силой.

Всегда подкрепляйте называемые факты доказательствами, какими именно, мы уже описали выше. Неподтвержденные претензии могут выглядеть, как клевета, и компрометировать самого заявителя.

Ответственность нарушителей

Сегодня никто не удивляется хамству как рядовых служащих, так и руководителей. Причем, чем солиднее должность человека, тем больше он себе позволяет. И только не уважающие себя сотрудники будут в этом случае молчать.

Жаловаться по каждому поводу не нужно, но ущемление достоинства – как раз такой случай, где без этого не обойтись.

Внимание!

Допустим, жалобу рассмотрели и согласились с принятием решительных мер. За этим обычно следуют такие наказания: замечание в устной форме с описанием последствий будущих нарушений; письменный выговор в личном деле; лишение премии.

Большинство трудоустроенных граждан опасается именно последнего, а еще больше – увольнения по статье. Но иногда служащие даже не задумываются о том, к чему может привести неадекватное поведение на предприятии.

Возможно также привлечение к гражданско-правовой ответственности, то есть взыскание денежных средств за моральный вред. Пострадавший, с учетом пункта 1 статьи 152 ГК РФ, вправе подать судебный иск о защите репутации. В п. 3,7 ст. 152 сказано, что обидчик должен публично извиниться.
Нравственный ущерб может быть возмещен финансово, в соответствии со статьями 150 и 151 ГК РФ.
Статья «Оскорбление» содержится в Гражданском кодексе (5.61) и предполагает административную ответственность. Часто граждане путают оскорбление и клевету, но это совершенно разные правонарушения.

Если работодатель неподобающе относится к служащим, он будет оштрафован. Это относится и к физлицам, и к ИП. Сумма взыскания напрямую связана с категорией, в которую входит виновник:

  • простой сотрудник – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • руководящее лицо – от 10 до 50 тысяч.

Более конкретно размер штрафа определяется судом.

Всегда ли руководство на стороне пострадавшего?

Многим известна ситуация, когда работник хамит всем окружающим, но директор – его родственник или друг, поэтому первый пользуется положением. В этом случае жаловаться руководству нет никакого смысла, надо сразу идти дальше.

Приняв решение написать заявление в надзорные органы, нужно сначала попробовать договориться с виновником: объяснить, чем вы (или весь коллектив) недовольны. Обязательно добейтесь письменного ответа от начальника, даже если там будет отписка, она пригодится в дальнейшем.

Молчание администрации предприятия – это тоже результат. Ведь у автора жалобы сохранится экземпляр с отметкой о принятии. Это доказательство попытки решить дело миром.

Помните, что оскорбление влечет за собой финансовую или уголовную ответственность.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Санкт-Петербург и область:+7 (812) 407-24-18

Федеральный номер:+7 (800) 550-71-06 (доб. 112)

Могут ли уволить работника из-за жалоб сослуживцев?

Исключение человека с предприятия по причине того, что он систематически нарушает права коллег, возможно, если его проступки доказаны.

Руководитель рассматривает обращение, знакомится с описанными там проблемами, и может предложить подчиненному написать объяснительную. Если обстоятельства, изложенные в ней, директора не устраивают, он может уволить специалиста. На это отводится два рабочих дня. За данное время подготавливается приказ, а нарушитель знакомится с его содержанием.

Увольняемому нужно подписать приказ. Но он является законным только при нарушении трудовых обязанностей, распорядка дня, внутренних корпоративных правил.

Если подобных проступков не наблюдается, увольнение на основе коллективной жалобы обычно не производится, поскольку трудовое законодательство не усматривает здесь веских оснований. Нередко коллеги пишут претензию на своего сослуживца из личной неприязни, а это уже не причина исключения из штата.

Ещё нет оценки

Ваша оценка данной статье