Спросить юриста быстрее. Это бесплатно
Время чтения: 4 минут

Хамство на работе сегодня — это не редкость и очень неприятное явление. Резкие выражения и наглое поведение невоспитанных служащих не дают полноценно работать их коллегам. Это вызывает конфликты между сослуживцами, ухудшает психологическую атмосферу.

Многие задаются вопросами: как справиться с хамским отношением сотрудников, есть ли способы влияния на грубияна, как не допустить повторения разногласий.

Из-за чего возможно некрасивое поведение

Бороться с грубым и неуважительным отношением проще, если известны причины ситуации:

  • попытка привлечь к себе внимание;
  • стремление улучшить заниженную самооценку;
  • нервный срыв;
  • защита своих интересов.

Кто может хамить на работе

Встретить неправильное поведение в компании можно от кого угодно. Нахамить способен и руководитель, и работник такого же уровня, и подчиненный.

Когда грубит начальство, младшим сотрудники не стоит сразу отвечать ему тем же, если они опасаются лишиться работы. Однако все индивидуально, терпению должна быть мера. Желательно постараться понять, чем вызвано такое поведение, чтобы определиться с тактикой выхода из ситуации. Обычно неадекватный директор либо некомпетентен, либо между ним и специалистами отсутствует понимание.

Есть множество способов правильно ответить на оскорбление коллег. Но надо иметь в виду, что общаться с хамом в рамках фирмы все равно придется, иначе у всего коллектива и организации могут быть проблемы.

Если наоборот, подчиненный недостойно ведет себя с директором, последнему надо аккуратно напомнить о своей более высокой должности. Иначе он лишится свое авторитета и уважения служащих. Однако делать это следует, не нарушая правила этикета и тем более закона.

Как себя вести с директором-хамом

К несчастью, не каждый специалист готов немедленно отправиться на поиски другого рабочего места из-за унижений начальства. Для многих на первом месте карьера и непрерывный стаж.

Управленец, позволяющий себе регулярные дерзкие выражения, не решится нагрубить, по крайне мере, сходу, в ответ на несколько простых приемов. Есть специальные поведенческие тактики при хамском отношении директора:

  1. Улыбайтесь.Это застанет грубияна, занимающего высокий пост, врасплох. Он на какое-то время перестанет считать себя лучше всех окружающих.
  2. Если критика руководителя обоснована, не считайте ее оскорблением, а лучше задумайтесь о наличии ошибок в своей работе и способах их исправления.
  3. Не отвечайте на хамство хамством. Это лишит вас главного оружия — при возможном разбирательстве через суд или трудовую инспекцию, вы уже не сможете сказать, что столкнулись с некорректным поведением директора в ответ на свою тактичность. Да и последнему будет что предъявить, особенно, если свидетели найдутся.
  4. Проявляйте самоуважение. Оно проявляется в здравой, но положительной самооценке. К специалисту, который понимает, чего он стоит, не так легко подступиться с попыткой «показать его место».
  5. Если вы уверены в своей правоте, боритесь с беспределом начальника всем коллективом. А именно, устройте собрание и переговорите с директором, опять же, не переходя границ. Отстранить всех от работы его невыгодно.

При общении с вышестоящим должностным лицом необходимо придерживаться деловой этики. Это не значит, что вы позволите ему ущемить свои права. Между понятиями полного подчинения и соблюдения правил приличия есть большая разница.

Правильная реакция на грубость коллег

Есть ряд эффективных методов приведения в чувство зазнавшегося сослуживца:

  1. Ответ остроумными выражениями.
  2. Отсутствие какой -либо реакции. Безотказно действует на любителей привлечь к себе внимание.
  3. Открытый разговор. Поможет установить нормальные отношения с сотрудниками, у которых сложный жизненный период.
  4. Юмор, после которого хаму будет крайне неловко.

Наказание работника за непристойное поведение

ТК РФ не содержит четких предписаний по поводу санкций для сотрудников-хамов. Но директор может внести в локальные нормативные акты и должностные инструкции определенные правила поведения внутри компании. Эта информация указывается также в трудовом соглашении и предоставляется специалисту под роспись.

Таким образом, если в корпоративных документах есть подобные правила, за недостойное поведение на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание, к примеру, замечание, обычный или строгий выговор.

Применение наказания

Привлечь работника за грубость к дисциплинарной ответственности можно так:

  1. Оформить акт, где сообщается о правонарушении.
  2. Взять с грубияна письменную объяснительную. При отказе составить ее — издать новый акт об отказе служащего пояснить свои поступки.
  3. Определиться, какое взыскание будет справедливым: выговор или замечание. Оно не должно быть слишком суровым или мягким по отношению к проступку.
  4. За месяц после правонарушения — составить приказ о дисциплинарном наказании.

Возможно ли увольнение за хамство?

Нельзя заставить служащего покинуть рабочее место только за то, что он грубит и не уважает коллег. Но статья 81 ТК РФ гласит, что сотрудник может быть уволен за многократное нарушение трудовых обязательств. Оно означает негативные последствия для специалиста, если должностная инструкция составлена правильно.

Если же нарушение установленных правил повторилось несколько раз, а дисциплинарные наказания уже имели место, и поступки работника принесли фирме убытки, например, уход постоянного клиента или разрыв выгодного контракта, допускается увольнение.

Отстранять грубияна от профессиональных обязанностей нужно аккуратно и с вниманием, иначе можно оказаться ответчиком по судебному иску. Здесь требуется безукоризненное соблюдение порядка осуществления дисциплинарных наказаний и процесса увольнения.

Предотвращение хамства на рабочем месте

Чтобы негативные ситуации не повторялись, нужно прислушаться к нескольким советам психологов:

  1. Стать увереннее в себе, чтобы у хама было меньше желания нападать с разборками.
  2. Соблюдать рамки делового этикета. Не стоит распространяться на рабочем месте о своих личных проблемах. Это показывает слабость, которую могут использовать в своих целях недобросовестные люди.
  3. Быть настоящим профессионалом в своей области и ответственно относиться к обязанностям. Такого специалиста очень трудно зацепить.
  4. Уважать свой коллектив, придерживаться корпоративных правил. За счет этого можно занять достойную позицию среди коллег и в трудную минуту рассчитывать на их поддержку.
Ещё нет оценки

Ваша оценка данной статье