Вы владелец ООО и хотите его продать? К процедуре нужно подготовиться и собрать необходимые документы. Сделать это первый раз и без юридической поддержки довольно сложно, поэтому мы предлагаем пошаговую инструкцию: как оформить продажу ООО в 2020 году без лишних затрат и хлопот. Чтобы сделать все в кратчайшие сроки, нужно соблюдать установленный порядок и правила, знать, куда обратиться. Есть несколько обязательных шагов, не сделав которые владелец не только не может продать компанию, но и рискует быть привлеченным к ответственности.
Содержание статьи
Выгода продажи ООО для бывшего и нового владельца
Люди продают бизнес по разным причинам: убыточность или наоборот успех предприятия при желании начать новый более масштабный проект. На раскрутку нового дела потребуются немалые средства, и фирма может продаваться, чтобы их выручить.
Иногда смена владельца проводится через ликвидацию. Тогда понадобятся сложные процедуры и самое главное: продавец не получит прибыли. Если бизнесмен получает за проданное предприятие определенную сумму по договору, при официальном закрытии это не положено.
Приобрести готовую компанию – это выгодно, так как открытие бизнеса с нуля требует больших затрат. Для регистрации ООО нужно придумать название, оформить множество бумаг, выбрать удобный юридический адрес. При покупке все уже готово и раскручено. Предприниматель экономит время, избегает многих формальных процедур. Он может сразу взяться за дело и получать с него доход.
Алгоритм действий
Продажа ООО ведется несколькими путями. Самый трудный: самостоятельное отчуждение фирмы без участия третьих лиц.
Если вы хотите как можно быстрее избавиться от компании и выручить за нее деньги, можно обратиться в специальные посреднические фирмы. Это займет немного времени, но потребует серьезных денежных затрат. Какой вариант выбрать? Это зависит от возможностей создателей ООО и других факторов.
Продажа ООО по решению учредителей
В этом случае все начинается с решения участников.
После заседания пишется протокол, где и говорится о дальнейшей продаже. Это документ, на котором будут основаны все действия по реализации предприятия. Он занимает ключевое место в процедуре. Если его нет, сделку могут признать недействительной и отменить в суде.
Оценочные мероприятия
Это этап, от которого зависит успех продажи. Обычно имуществу присваивается стоимость при наличии одного или даже нескольких возможных покупателей.
Оказывать услуги оценки могут специальные фирмы, у которых есть разрешение проводить экспертные операции. Оценщики составляют заключение, куда входит цена предприятия. Они изучают:
- экономические данные региона, где работает ООО;
- стоимость имущества, которое принадлежит компании;
- базу ее клиентов;
- информацию о кадрах фирмы – количество сотрудников штата, их квалификацию;
- актуальность услуг организации;
- уровень популярности и раскрутки бренда.
Чтобы выполнить задачи, эксперту нужно знать:
- Последний баланс фирмы.
- Бухгалтерские отчеты, где есть информация о доходах и расходах за предыдущий год.
- Документы о долгах перед кредиторами.
- Бумаги, подтверждающие, что у фирмы есть активы, запасы, векселя, инвестиции.
- Ведомости ОС.
Общая стоимость ООО вычисляется по специальной формуле с учетом таких показателей:
- общий капитал предприятия вместе с дебиторской задолженностью и ликвидными активами;
- чистая прибыль компании за год;
- среднее время для закрытия убытков бизнеса (в РФ он может быть 2-5 лет).
После расчета эксперт пишет заключения, где указана рыночная стоимость отчуждаемого ООО.
Как можно продать компанию
Главным фактором при выборе является число учредителей ООО. Основные способы:
- Введение нового лица в список учредителей.
- Нотариально заверенная сделка об отчуждении фирмы.
Теперь подробнее об этих вариантах. Предположим, участник предприятия только один. Нужно действовать в таком порядке:
- Включить в ООО второго учредителя одновременно с повышением уставного капитала.
- Исключить из компании предыдущего участника и передать его долю в собственность предприятия.
А если мы имеем несколько учредителей:
- Увеличение размера уставного капитала и ввод покупателя, как нового члена ООО.
- Оформление выхода прежних учредителей, отъем их доли в пользу компании.
- Передача их имущества новому, единоличному участнику – покупателю.
Основные условия способа:
- Решение участников о росте уставного капитала и оплата каждой его доли.
- Отсутствие ограничений по реализации процедуры в Уставе ООО.
Плюсы:
- Не нужно получать согласие супругов на выход из компании или на включение в список учредителей.
- Требуется минимальный пакет документов, по сравнению с продажей через сделку.
- Минимум налогов.
У данного варианта есть не только преимущества, но и недостатки. Например, эта процедура может идти месяцами. Продать ООО через сделку можно быстро, но это потребует оплаты нотариуса и время на подготовку бумаг.
Какие документы нужны
В зависимости от выбранного метода продажи, учредителям ООО нужно готовить разные пакеты документов. Один комплект нужен для нового участника ООО, второй – для исключения прежнего. Чтобы ввести человека в список учредителей, нужно:
- Заявление государственного образца (форма 13001) с печатью нотариуса.
- Протокол собрания учредителей в оригинале или решение одного участника.
- Новый откорректированный устав.
- Чек об оплате госпошлины, подписанный генеральным директором.
- Документ о полной оплате вклада.
Перейдем ко второму пакету документов, нужному для выхода действующего учредителя:
- форма Р14001 с печатью нотариуса;
- заявление участников ООО о выходе из предприятия;
- протокол собрания учредителей о разделении долей участников ООО, либо решение одного основателя.
Документы о регистрации подает не генеральный директор, а человек, на которого составляется доверенность. Она прилагается к основному пакету, в ней перечислены полномочия представителя. Если доля отчуждается через сделку, потребуется:
- договор купли-продажи в оригинале;
- оферты учредителей ООО;
- письменное подтверждение отказа настоящих участников компании от преимущества на покупку отчужденных частей.
Нотариусу нужно представить:
- заявление с данными продавца и покупателя;
- список учредителей, работающих в данный момент;
- устав предприятия;
- договор о купле-продаже;
- решение о создании ООО;
- выписку из ЕГРЮЛ о том, что продавец – это собственник отчуждаемой доли;
- квитанцию об оплате;
- разрешение от супруга/супруги на сделку;
- ксерокопии заполненных страниц паспорта.
Этот список – не полный. Если нотариус потребует дополнительные бумаги, их нужно будет представить.
Обращение в ФНС
Если ООО продается путем сделки, бумаги в Налоговую инспекцию несет нотариус, если выбран второй способ – гендиректор. Он может подать документы следующим образом:
- самостоятельно;
- через доверенное лицо;
- через Госуслуги (если есть цифровая печать);
- почтой.
По прошествии 5 будних дней, инспекторы ФНС выдают:
- лист об изменениях в реестре;
- оригинал устава в новой редакции, заверенный нотариусом.
При невозможности прийти за документами в нужное время, их направляют по адресу, который указан в заявлении.
Извещение контрагентов
Это итоговая стадия процедуры. Она обязательна, если указана в договоре. Если учредитель проигнорирует ее, он может понести юридическую ответственность. Уведомить нужно не только деловых партнеров, но и банк обслуживания.
В России побеждает тот, кто знает свои права
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно
или по телефону:
Москва и область:+7 (800) 350-56-93
Санкт-Петербург и область:+7 (812) 660-52-27
Федеральный номер:+7 (800) 350-56-93
Заключение
Продать ООО возможно путем сделки по отчуждению компании или введению нового учредителя в список. Для этого необходимо собрать пакет документов покупателя и продавца, обратиться к нотариусу, а затем в Налоговую. Если вы хотите продать предприятие быстро и выгодно, лучше воспользуйтесь услугами специальных юридических фирм.