Спросить юриста быстрее. Это бесплатно

Добавить в закладки

Время чтения: 5 минут

Обучение и повышение общего уровня квалификации персонала – это сложный и достаточно непрерывный процесс. При грамотно организованных методиках сотрудники получают новые профессиональные знания, трудовые навыки и приемы, которые можно применять в работе. Процедура обучения важна, как для сотрудников, так и для руководителей. По этой причине вопросы, касающиеся данной тематики, стоит рассмотреть более подробно. В статье вниманию представлена информация, как организуется обучение, какие методы используются, как проводится оценка проведенного обучения.

Необходимость в обучении

Повышать навыки у сотрудников – значит эффективно развивать у них разного плана профессиональные умения, знания. В идеале это должно помочь компании намного быстрее достигать поставленных целей. Без организации дополнительного обучения не обойтись по разным причинам:

  1. В учебных заведениях дают недостаточный для трудовой деятельности объем знаний.
  2. Организация занимается оказанием достаточно специфических услуг, которые требуют более углубленного понимания и изучения темы.

Каждая организация, которая заботиться о своем развитии и благополучии, должна вкладывать средства в обучение работающих. Важно наладить и вынести на высокий уровень управление психологическим и профессиональным развитием персонала.

Если работодатель грамотно организует процесс обучения, он сможет добиться таких положительных результатов:

  • повышение качества и общего уровня знаний;
  • отработка схемы действий в возникших нештатных ситуациях;
  • обучение и тренировка рабочего процесса в команде.

Если уделить внимание данным моментам, можно существенно повысить общую эффективность трудовой деятельности, снизить издержки. Кроме того, подготовленным и обученным коллективом намного проще управлять. А также сам сотрудник получает огромное множество преимуществ. Его конкурентоспособность на российском рынке труда будет значительно выше среднего уровня.

Формы обучения

Среди главных видов обучения граждан можно отметить следующие:

  • подготовка сотрудников;
  • переподготовка граждан;
  • повышение уровня квалификации.

Наряду с видами и вариантами обучения, данная процедура распределяется на разные формы:

  1. Долгосрочная.
  2. Краткосрочная.
  3. Индивидуальная.
  4. Групповая.

Краткосрочная имеет свои особые преимущества. В первую очередь, это экономия временных ресурсов и доступная стоимость. Но здесь можно получить посредственные навыки. Для достижения более впечатляющего результата потребуется отдать предпочтение долгосрочным формам обучения. В этом случае работодатель получит намного больше пользы.

Популярностью пользуется индивидуальная форма обучения. В подобном случае можно сосредоточиться на каждом сотруднике в отдельности. Человек получает максимальное количество информации. Достигнуть этого можно за счет того, что процесс обучения ориентируется исключительно на личные потребности трудящегося.

Что касается групповой формы обучения, то она идеально подойдет в случае, если требуется отработать работу в команде. Для крупных компаний и предприятий с большим количеством сотрудников это идеальное решение.

Популярные методы донесения информации

Сегодня используется огромное количество методов обучения персонала. Подобное разнообразие можно разделить на две главные категории:

  1. Активные. Здесь подразумевается участие сотрудника. Применяются такие методики обучения, как мозговой штурм и организованные деловые игры.
  2. Пассивные. Это семинары и разные лекции. Отклика от учащегося здесь не требуется. Восприятие материала зависит исключительно от желания человека и от его мотивации.

Не менее популярны смешанные варианты обучения. Они характеризуются, как переходные. В них оптимально сочетается самостоятельное изучение материала и активное применение навыков в группе.
Можно обучаться с отрывом от рабочего процесса, не отрываясь от работы. Подобные формы обучения не исключают друг друга. Например, человек может находиться на рабочей смене и на время отрываться от работы.

Пользуется популярностью форма обучения, при которой процесс предоставления навыков осуществляется полностью в дистанционном режиме. Если проходить курсы на рабочем месте, можно более эффективно закрепить материал. При обучении вне офисного помещения человек может выйти за рамки мышления и действовать в достаточно нестандартных ситуациях.

Важно! Вне зависимости от выбранной формы и методики обучения, руководство периодически проводит оценку эффективности.

Необходимость в оценке

Каждый руководитель в обучение вкладывает достаточно крупные суммы. При грамотно организованном процессе затраты окупятся с лихвой. Чтобы оценить эффективность и окупаемость, работодателю стоит время от времени оценивать процесс обучения и его результативность. При организации процедуры предоставления обучающих материалов, руководитель тратит средства на такие цели:

  • покупка специальных обучающих программ;
  • организация комфортных условий для прохождения материалов;
  • оценка качества приобретенных навыков.
Важно! Отдача от курсов становится максимально полной, если управляющий получает оценку проведенного процесса обучения.

От общего потенциала и результата обучения напрямую зависит то, будет ли работать и развиваться предприятие далее. Можно изучить профессиональные горизонты. Говоря иными словами, директор определяет целесообразность организованного обучения по тому фактору, как выгодно и эффективно решаются задачи на производстве.

Основные критерии проверки

Самым эффективным методом оценки производимого обучения выступает методика, связанная с экспертными оценками. Главная роль отводится профессиональному эксперту. Он проводит оценку по таким важным критериям:

  1. Объем навыков и умений, которые были приобретены работником. Для оценки этого показателя используется форма отчетности по курсам. Она позволяет распознать уровень развития и углубленного изучения основных знаний, которые связаны с профессиональной деятельностью.
  2. Степень эффективности, результативности инноваций и рациональных предложений. Базируясь на приобретенных навыках в профессии, сотрудники начинают предлагать по-настоящему инновационные итоговые решения. Обычно это полезные советы, предназначенные для оптимизации рабочего процесса. Эксперт внимательно изучает их и принимает соответствующие решения.
  3. Уровень профессиональных навыков каждого определенного сотрудника после пройденного обучения. Специалист проводит анализ роста общего уровня производительности. Проверяет, увеличился ли объем продукции и продаж на производственном участке, за который по должности отвечает человек.
  4. Степень удовлетворения начальников. По окончанию месяца директор заполняет анкету со специальными профильными проблемами. Это помогает сделать вывод относительно общего уровня производственной удовлетворенности.
  5. Анализ сокращения временных и материальных затрат с одновременным повышением общего уровня производительности.

Собирается важная информация, позволяющая проверить и оценить общий уровень обучения. Специалист определит, повысился ли уровень компетентности сотрудников. Проверяется, насколько пройденное обучение повысило общий финансовый уровень организации. Если подобные параметры будут низкими, затраты окажутся неоправданными.

Оценка результативности труда

Чтобы понять, насколько эффективным было организованное обучение, проводится анализ результативности труда. В данном случае применяется три методики:

  1. Общественно-социологическая. Речь идет об анкетировании и стандартном интервьюировании.
  2. Статистическая. Это максимально точный математический анализ сведений. Можно наглядно увидеть общий уровень целесообразности программы. Используются простая формула, которая выглядит так — S = (P * C) — Q. S — это общий экономический результат, P — рост выпущенной или проданной продукции за количество времени, C — стоимость единицы товара, Q — затраты, направленные на обучение.
  3. Оценочная. Сотруднику предлагают выполнить определенное задание. Это своего рода экзамен, направленный на проверку усвоенных знаний.

Чтобы получить еще более адекватную оценку проведенного курса обучения, руководители используют определенные дополнительные варианты оценки.

Дополнительные методы оценки

Чтобы получить максимально адекватную оценку производимого обучения, можно использовать проверки по таким дополнительным критериям:

  • рост полученной прибыли;
  • освоение рыночных сегментов;
  • оптимизация количества продаж;
  • общее качество произведенного товара;
  • минимизация брака.

Одновременно с этим может быть использован анализ отзывов. Если процедура обучения организована грамотно, количество позитивных отзывов автоматически становится больше. Существенно сокращается количество жалоб на качество обслуживания и производимой продукции.

Еще одним достаточно показательным методом, как проверить качество обучения, является проверка текучести кадров. Если на предприятия сформирована настоящая команда профессионалов, которые отлично владеют определенными навыками, в трудовом коллективе автоматически снижается текучка. Одновременно с этим уходят конфликты на производстве.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Санкт-Петербург и область:+7 (812) 407-24-18

Федеральный номер:+7 (800) 550-71-06 (доб. 112)

Заключение

Обучение работников в компании – это отличный способ освоить производство новой продукции. Можно свести к минимуму издержки. Для многих работодателей эффективность процесса организованного обучения являются непреложными и важными. Кроме улучшения производственной ситуации, обучение улучшает микроклимат и помогает выработать у граждан мотивацию.

Ещё нет оценки

Ваша оценка данной статье