Спросить юриста быстрее. Это бесплатно

Добавить в закладки

Время чтения: 5 минут

Российские педагоги не так давно были по-настоящему встревожены изменениями и обновлениями в системе аттестации. Чтобы понять, чем новая схема проверки будет отличаться от старой, стоит изучить данную статью. Здесь можно найти ответы на все вопросы по принятым обновлениям. Можно узнать, с чем придется столкнуться при аттестации, а также, каких сотрудников ждут преимущества.

Система карьерного роста

Национальная система учительского роста или НСУР была запущена и активирована с конца 2015 г. В это время была установлена система, предназначенная для проверки компетенции современных педагогов. Одновременно с этим был разработан и создан особый механизм, который способствует карьерному росту.

К основным целям новой системы можно отнести:

  • обеспечение объективной оценки навыков и знаний учителей;
  • упрощение аттестации;
  • обновление системы квалификации в соответствии с требованиями настоящего времени.

Необходимость в обновлениях была связана с полным окончанием ранее используемого переходного периода по применению новых профстандартов педагогов. Соответственно, тестирование учителей напрямую связано с оперативным переходом на использование определенных условий и требований. Среди новшеств, которые были применены, можно отметить следующие:

  • появление новых должностей – ведущий педагог учреждения и старший преподаватель;
  • условия и правила аттестации теперь не будут отличаться в зависимости от региона. Принята единая система;
  • подразумевается рост сотрудника в период отработки;
  • внедряется максимально эффективный и выгодный контракт, то есть навыки учителя автоматически отражаются на оплате его труда;
  • основным критерием роста будет профессиональный установленный стандарт;
  • тестирование учителей перейдет от обычного контроля к продуктивному развитию.

Проверка позволит ответственным лицам оценивать педагогов по таким важным параметрам:

  • предметные знания;
  • методические навыки;
  • психологические знания;
  • коммуникативный талант.

Новая система сделает из педагогов настоящих профессионалов, организующих рабочий процесс с учетом достигнутых успехов в сфере науки и нововведений в области педагогики.

Устаревшие правила тестирования

Несмотря на принятые нововведения, старую систему аттестации все равно стоит рассмотреть. В ней заключаются основные принципы проверки, которые и после обновления имеют место быть.
Как и прежде, тестирование будет проводиться с одной из двух основных целей:

  1. Подтверждение своего полного соответствия должности, которую занимает учитель. Проходится раз за пять отработанных лет.
  2. Присуждение заслуженной категории. Здесь разрешается сдать тест и получить престижную высшую категорию. Проверка осуществляется исключительно в добровольном порядке.

По той причине, что первый тип аттестации является обязательным, правила проведения стоит рассмотреть более подробно.

Подтверждение должности

Чтобы определить соответствие сотрудника занимаемой им должности, в образовательном учреждении создается специальная аттестационная комиссия. Она состоит из иных учителей, руководителей и работников профсоюза. Ранее не было установлено единых правил проведения тестирования, потому процесс осуществлялся на основании разработанного в школе положения. Сегодня данная операция будет осуществляться на основании общих правил.

Проверка заключается в сдаче экзамена. Ответы на него даются в письменной форме. Они касаются таких тематик:

  1. Нормативные и правовые акты в области современного образования.
  2. Теория по преподаваемому предмету.
  3. Методы подачи материала.
  4. Основы психологии и стандартной педагогики.
  5. Инновационные информационные технологии.

Данную форму аттестации проходят преподаватели. Исключением являются сотрудники, имеющие установленную категорию, работающие на должности до двух лет и находящиеся в положении и в декрете по уходу за детьми. А также отсутствующие по причине болезни более четырех месяцев.

Получение квалификации

Данный вид проверки намного сложнее. Причина в том, что аттестацию проводит не школьная комиссия, но представители министерств и сотрудники муниципальных организаций.

Важно! В отличие от подтверждения должности, квалификацию нужно подтверждать по собственному желанию, на основании заявления.

После подобного тестирования сотрудник образовательной сферы получит желаемую категорию квалификации. Изначально получается первая категория, потом чем через два года можно подавать заявление на высшую.

Для получения первой категории педагог должен не только правильно отвечать на определенные вопросы, но соответствовать таким требованиям:

  • демонстрация результатов по проводимым мониторингам;
  • развитие в научной, спортивной или творческой трудовой деятельности;
  • внесение персонального вклада в повышение общего уровня образования.

Высшая же категория может быть присуждена при наличии положительной динамики успеваемости. Важно проявить себя в разнообразных конкурсах, проводимых олимпиадах, педагогических объединениях. На категорию можно рассчитывать при применении инновационных методик обучения.

Требования в регионах отличаются. Но в любом случае в качестве дополнения ко всем подтверждениям стоит собрать и предоставить портфолио. В нем должны присутствовать задокументированные поощрения, награды и благодарности.

Важно! Высшая и первая категории присваиваются сроком на 5 лет. Продлевать их нельзя, можно только проходить переаттестацию.

Если учитель успешно сдаст аттестацию, он может получить повышение з/п, классное руководство, право владеть собственным кабинетом, иные выгоды и преференции.

Аттестация по новой системе

Обновленная аттестационная система предназначена для избавления от недостатков, присущих ранее используемой проверке. Учителя исключают необходимость оформлять огромное количество отчетных документов и соблюдать разные формальности.

Новая система тестирования сотрудников образовательной сферы состоит из трех основных блоков:

  1. Письменная работа по тому предмету, который преподает учитель. На данном этапе проверяются не только знания. В качестве теста будет предложено изучить работу школьника, найти там ошибку, оценить задание и составить план урока. На данный блок отводится в среднем два часа.
  2. Анализ образца профессиональной деятельности педагога. Речь идет о видеозаписи урока. К файлу прикладывается план проведенного занятия и примеры проверочных работ учащихся. Материал просмотрят независимые эксперты и выдадут соответствующий вердикт.
  3. Решение официального педагогического кейса. Суть данного задания заключается в решении сложной жизненной ситуации, которая может потребовать от учителя применения всех наработанных навыков.

Стоит отметить, что даже если учитель успешно пройдет три перечисленные блока, он получит только 60 из 100 положенных для сдачи баллов. Остальные оценочные единицы можно получить после проверки таких факторов:

  • успехи выпускников – 20 баллов;
  • разные индивидуальные профессиональные достижения – 15 баллов;
  • условия, в которых осуществляет работу учитель – 5 баллов.

Еще одним нововведением является то, что первый тест сотрудник сдаст сразу после трудоустройства. Это будет своеобразный вход в профессиональную деятельность. После отработки полных трех лет преподаватель сдаст еще один экзамен. Следующий сдается спустя 5 лет. Понятно, что на начальном этапе сотрудник не сможет предоставить результаты выпускников. Соответственно, во внимание будет приниматься мнение учащихся.

Через пять отработанных лет учитель снова может сдать экзамен, чтобы стать обладателем первой категории. Через два года после этого разрешается подавать заявление на получение высшей.
На основании представленной информации можно сделать вывод, что обновленные правила объединят два основных вида проверки в одну систему. Изменения внедряются постепенно. Полноценный переход планируется осуществить в июне 2020 года.

Что ждет учителей?

Если на основании данной информации недостаточно понятно, как будет выглядеть обновленная схема аттестации, стоит рассмотреть, к каким результатам это приведет. Правительство стремится к тому, чтобы сделать систему аттестации полностью автоматизированной. Информация об учениках будет храниться в специальных электронных системах, по которым и будут оценивать учащихся.

Учителям не придется тратить свое время на сбор документов, на составление отчетов и на заполнение разных форм. Итоги будут анализироваться на автоматическом уровне. За несколько лет такой отчетности можно видеть определенную динамику.

Например, если преподаватель взял класс с относительно небольшими показателями успеваемости, а через пару лет вывел его на приличный уровень, можно смело повысить свой квалификационный уровень. Если учитель достигнет таких званий, как эксперт ГИА, заслуженный учитель, станет победителем различных конкурсов, ему будет предоставлен еще более упрощенный режим тестирования.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Санкт-Петербург и область:+7 (812) 407-24-18

Федеральный номер:+7 (800) 550-71-06 (доб. 112)

Заключение

Периодически каждый учитель должен проходить аттестацию. Делать это необходимо для подтверждения своего профессионального уровня, квалификации и занимаемой должности. Тестирование после принятых нововведений будет осуществляться по более упрощенной схеме. Это автоматически избавит педагогов от оформления огромного количества документов и отчетности.

5/5 (1)

Ваша оценка данной статье